Не отдам пальто,
нет, нет
Выставка «Одевая демонов: повседневный и парадный костюм обитателей ада» исследует вестиментарные практики тех, кто после смерти оказался обречен на вечную маету, в первую очередь в качестве инструмента копинг-стратегий, необходимых для повседневного выживания в пространстве преисподней (и, в частности, в его наиболее исследованном секторе М1, описанном автором выставки, Линор Горалик, в ее книге "Устное народное творчество обитателей сектора М1").
Не отдам пальто, нет, нет
01
ЗОНА
//
Cхема непроизвольного изменения тела мученика в процессе "осатанения"
"Демоны" – это просто "осатаневшие" люди, - люди, доведенные пребыванием безвремении ада до крайнего состояния, в котором они подвергают истязаниям себя и близких. Поэтому никакого жесткого деления на «демонов» и «мучеников» здесь нет, а есть лишь обширный спектр человеческих моделей поведения, - и он, конечно, сказывается и на одежде, и на телесности. В телесном плане у "демонов" нет никаких «нечеловеческих» проявлений (шерсти, рогов, хвостов, копыт). Однако по мере «осатанения» с человеком происходят две явных телесных метаморфозы: он постепенно приобретает крайне своеобразную походку, - на сильно согнутых ногах, с прогнутой спиной, - и у него заметно краснеют кончики ушей. Описанная особенность осанки в значительной мере определяет дизайн и крой вещей, а переделка и подгонка вещи по мере того, как человек "сатанеет", оказывается отдельной важной темой;
(Автор выставки благодарит за помощь Ольгу Филиппову, создавшую этот рисунок)
Фигура демона
Автор: Виктор Меламед
Проволока, папье-маше
Корсет для подражания "демону"
Некоторые мученики рискуют выдавать себя за "демонов" (хотя в случае разоблачения последствия такого поведения могут быть крайне неприятными), но удерживать соответствующее положение тела весьма затруднительно. Самодельный "корсет", скрывающийся под одеждой и помогающий мученику в решении этой задачи.
Спортивный инвентарь, цепи, карабины.
Две пары обуви для "демонов"
Одна пара сделана в мастерских, где мученики обшивают "демонов", другая сделана из подручных средств "демоном", равнодушным к вопросам костюма.
Кожа, парча, фурнитура, пенька, резина.
Аксессуар с перьями на ягодицы "демона"
"Демоны" ходят, сильно отставив ягодицы, и поэтому элементы костюма, акцентирующие внимание на ягодицах, довольно распространены.
Неопрен, металлизированная нить, бисер, стеклярус, стразы, кожа, перья, фурнитура, ручная вышивка.
Украшения на шею человека со сломанной шеей
В аду ничего не заживает, - и многие мученики и "демоны" выбирают не скрывать, а подчеркивать свои увечья соответствующими аксессуарами.
Детали пишущей машинки, искусственный жемчуг, чучело полярного воробья, фотобумага, дерево, пластик и пр. Смешанная техника.
Блузка с размерными бирками
Создана в Ближних восточных мастерских сектора М1 неизвестными мучениками.
Текстиль, смешанная техника.
Коллекция сломанных игл и булавок
Коллекционирование - важнейшая составляющая повседневности обитателей ада (подробно об этом рассказывается в Зоне 6 данной выставки). Здесь показана коллекция сломанных и испорченных игл и булавок, которые портниха-мученица в мастерской, обшивающей "демонов", годами собирала в ходе своей работы, подписывая, над какой именно вещью она трудилась в соответствующий момент.
Дерево, иглы, булавки, бумага.
Штаны "сатанеющего" человека
Пара штанов, которые мученик неумело перешивал по мере того, как с ним происходил процесс превращения в "демона" - и его тело соответственно менялось.
Текстиль.
Колготы женщины с сигаретными ожогами
В аду ничего не заживает, и многие мученики и "демоны" выбирают не скрывать, а подчеркивать свои увечья соответствующими аксессуарами. Это - колготы женщины, тщательно оформившей следы от сигаретных ожогов contemporary-вышивкой.
Пяльцы, бисер, нить.
Власяница из майки и пластиковой щетины
Поскольку в реальном аду нет никаких вил, котлов и прочего, - есть только бесконечная маета, - смесь тоски, скуки, ужаса, сожаления о прошлом, раскаяния и богооставленности, - некоторые мученики полагают, что недостаточно страдают за свои грехи, и стремятся усилить свои страдания, прибегая к различным формам самонаказания и самоистязания. Это - "власяница" из майки-"алкоголички" и щетины от одежной щетки.
Текстиль, пластиковая щетина, клей.
Позорный набор для наказания "фуфельного"
В случае разоблачения "демоны" жестоко наказывают мучеников, пытающихся выдать себя за "демона". Раздетого догола "фуфельного" обряжают в подобие школьного фартука из красного ламе, маску с зажимом для языка и значок. Откуда взялась эта традиция - неизвестно; бытует легенда, что она восходит к средневековым позорным маскам и к инверсированной гимназической практике - снимать с девочек передник в знак унизительного наказания за проступки; другая версия (объясняющая именно такую форму фартука и значка) гласит, что это старая шутка "демонов", связанная с октябрятской речевкой-"правилом": "Мы правдивые ребята, // Потому что октябрята. // Никогда, нигде, ни в чём // Мы друзей не подведём." Откуда взялась последняя версия - неизвестно, но ее рассказывают попадающим в ад и наблюдающим за экзекуцией новичкам регулярно. Фартук явно сшит в тех же мастерских, в которых мученики обшивают "демонов", но сшит грубо и неумело, - явно это было поручено кому-то, чья работа и сама по себе презирается.
Ламе, железная сетка, шерстяные нитки, искусственные волосы, фетр, картон, зажим, деревянная прищепка, товары для детского творчества.
Следующая зона
Made on
Tilda