Одежда используется обитателями ада для того, чтобы сохранить чувство собственного «я» в невыносимых обстоятельствах. Возраст, гендер, социальный статус, отношения с собственным прошлым растворяются в бесконечной и невыносимой маете, и зачастую костюм и связанные с ним практики оказываются едва ли не единственным инструментом, позволяющим мученику (и "демону") не только ощутить свою относительную человечность — и самость - среди происходящего, но и оказать - пусть и безнадежное, и сугубо символическое, - сопротивление окружающей реальности.
Так мученик вставляет шипы в собственную обувь в тщетной попытке остановить свое превращение в "демона", молодой человек многократно вырезает на себе слова "Я Яков" в надежде вспомнить себя таким, каким он был до ада, а бывший заводской рабочий втирает под ногти грязь, чтобымне перестать узнавать собственные руки.
Женские сандалии с шипами, приклеенными внутрь мученицей с целью не давать себе подниматься на носки: это давало женщине надежду, что так получится остановить процесс осатанения.
Советская школьная форма с наивной вышивкой
Советское школьное платье, сплошь расшитое как попало маленькими наивными вышивками, которые на протяжении всего срока пребывания в аду делала хозяйка платья, двенадцатилетняя девочка.
(Автор выставки благодарит свою коллегу и друга, Ирину Улякову, за работу над вышивками)
"Я Яков"
В аду человек, лишенный своих привычных занятий, своего окружения, своей жизни как таковой начинает стремительно терять чувство собственного "я", - и выясняется, что это страдание оказывается для многих тяжелее других страданий. На фотографиях - мученик по имени Яков Петровский через месяц после попадания в ад: он регулярно вырезает на себе надписи "Я Яков" - и это приносит ему облегчение.
(Автор выставки благодарит дизайнера Ольгу Филиппову за помощь в работе над экспонатом)
Руки бывшего рабочего
Фотография рук рабочего, в аду регулярно втирающего грязь себе под ногти, чтобы они имели привычный вид.
(Автор выставки благодарит своего отца Бориса за помощь в работе над экспонатом)
Пародийные вериги и выдержка из дневника кающегося "демона"
Выдержка из дневника знаменитого кающегося "демона" Сергея Квадратова, носившего на шее вериги из цепей со свинцовыми пластинами, к которым были приклеены описания его грехов, и пародийные пластиковые вериги с фанерными вставками, используемые ради шутки неизвестным "демоном", разместившим на них обрывки меню с люксовыми пончиками из израильского кафе "Роладин".